Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
+2
Колосова Ева
Екатерина Анатольевна
Участников: 6
дистанционная конференция :: Ваша первая категория :: Дистанционная конференция "Компетентностный подход к здоровьесбережению в современной школе" :: Сотрудничество школы и семьи по вопросам здоровьесбережения
Страница 1 из 1
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребёнка – семья или школа? Педагоги обычно единодушны – всё идёт из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе ребёнок проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят…Это он у вас в школе научился!»
Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребёнка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Большая ответственность лежит на плечах родителей и не менее важная роль в воспитании и обучении принадлежит школе. И только при взаимодействии и общих усилиях можно добиться хороших результатов!
Работая много лет в школе, уже знаю: там, где есть единство требований, единство действий всегда есть хороший результат. В чём же это единство? А вот в чём:
• согласование ценностных основ воспитания ребёнка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке взрослые;
• определение того, какие проявления считать проблемными и с какими следует смириться;
• согласование поведенческих взаимодействий в отношении ребёнка, то есть определить зоны ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нём изменений.
Очень часто приходится слышать в адрес ребёнка «Ты должен! Ты обязан!». Да не кому он ничего не должен. Просто всем нам взрослым: родителям и учителям нужно создать для него такие условия, чтобы ребёнок мог спокойно расти и развиваться. Я считаю, что основной целью психологической службы школы является, прежде всего, создание условий для гармонического развития учащихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условие». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью, в какой-то мере, можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
В нашей школе обучается 449 учащихся. Из них: 35 многодетных семей, 8 семей – социально-неблагополучные, 6 учащихся стоят на внутришкольном контроле за правонарушения, 31 семья малообеспеченная, 15 учеников опекаемые, также в школе учатся 26 учеников проживающих в настоящее время в приюте «Волжанка». Социалино-психологическая служба школы старается работать в тесном контакте с семьями: это посещение неблагополучных семей, ежедневный контроль за посещаемостью, оказание психологической помощи в кризисных ситуациях, обеспечение бесплатного питания ребёнка в школе. Работа школы по взаимодействию с семьёй ведётся в разных направлениях: это – проблемные лекции, индивидуальные беседы, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги и др. Но хочу остановиться на аспекте занятости учащихся в свободное время. К сожалению не многие родители могут похвастаться тем, что достаточно времени уделяют своим детям, большую часть дня они заняты зарабатыванием денег. Многие из них, чтобы прокормить семью вынуждены работать на двух работах (это социальная проблема), а дети в это время предоставлены сами себе. И именно школа должна помочь организовать детей для полезного времяпровождения. Для организации свободного времени в нашей школе созданы все условия. В школе работает 12 кружков различной направленности, это спортивные секции, стрелковый тир, танцевальные коллективы, вокальные кружки. В этом году мы в школе создали студию «Волшебный мир искусства», в которой работают 6 отделений:
1. Шкарина Г.В. - изобразительное отделение “Акварелька”,
2. Шапошников С.П. - физкультурно-оздоровительное “Крепыши”,
3. Степанцова Е.А. - музыкально-эстетическое “Почемучки”,
4. Такташова А.А.. - прикладное “Сказка оригами”, “Театр оригами”.
5. Чеснокова А.А. - прикладное “Волшебная игла”.
6. Сурова Е.А. - хореографическое “Смешарики»
Администрация и управляющий совет школы активно поддержали идею создания студии, оказали материальную поддержку: отремонтирована комната для занятий, приобретено оборудование. Родители очень довольны этим начинанием, поскольку в районе, где находится школа не школ искусств, музыкальных и спортивных школ, занятия проводятся совершенно бесплатно. Сейчас в студии занимается 50 учащихся начальной школы, в декабре прошёл первый отчётный концерт. Приглашённые родители, администрация, учителя школы были приятно порадованы юными певцами и танцорами, художники оформили выставку. Но больше всех удивил своими работами отделение «Сказка оригами». Студия в дальнейшем будет расти и развиваться. http://iskusstvo.ksdk.ru/ «Волшебный мир искусства»
Семья в настоящее время, оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда может справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, - это школа: её педагогический коллектив, и конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы образовательного учреждения и направлена на осуществление общей цели: развитие личности учащегося.
Педагог-психолог МОУ «СОШ № 11 г.Вольска»
Степанцова Екатерина Анатольевна
e-stepancova@mail.ru
[b]
Последний раз редактировалось: Екатерина Анатольевна (Сб Ноя 20, 2010 8:29 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Коллеги! Наверное, все согласятся со мной, что основной задачей воспитательной работой в школе должно стать формирование потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
А что такое счастье быть здоровым?! Считаю, что это состояние гармонии, душевного комфорта. И это должно закладываться с детства на всю жизнь.
Для приобщения школьников к проблеме сохранения своего здоровья необходимо комплексное взаимодействие школы и семьи. И здесь, Екатерина Анатольевна, я с Вами полностью согласна. Считаю, что Ваш опыт очень полезен для других образовательных учреждений.
В нашем городе образовательные учреждения 4 раза в год проводят анкетирование по профилактике психоактивных веществ, и небольшой % курящих школьников остается неизменным. Этот процент варьируется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. Создается впечатление, что эти школьники как курили, так и продолжают курить на переменах «за углом». У меня к Вам вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, кардинальные меры нужно предпринять, чтобы свести процент курящих школьников к минимуму?!»
А что такое счастье быть здоровым?! Считаю, что это состояние гармонии, душевного комфорта. И это должно закладываться с детства на всю жизнь.
Для приобщения школьников к проблеме сохранения своего здоровья необходимо комплексное взаимодействие школы и семьи. И здесь, Екатерина Анатольевна, я с Вами полностью согласна. Считаю, что Ваш опыт очень полезен для других образовательных учреждений.
В нашем городе образовательные учреждения 4 раза в год проводят анкетирование по профилактике психоактивных веществ, и небольшой % курящих школьников остается неизменным. Этот процент варьируется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. Создается впечатление, что эти школьники как курили, так и продолжают курить на переменах «за углом». У меня к Вам вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, кардинальные меры нужно предпринять, чтобы свести процент курящих школьников к минимуму?!»
Колосова Ева- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2010-11-17
Re: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Формировать культуру отношения к своему здоровью нужно не только у школьников, но и у их родителей. Проводить совместные дискуссии, создание проектов, лектории, игры и другое. Мне кажется, в работе семьи и школы особое внимание следует обращать на привитие полезных привычек.
Выделяю Цели работы с семьями:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Выделяю Цели работы с семьями:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Ерокина Елена Николаевна- Сообщения : 24
Дата регистрации : 2010-11-19
Откуда : МОУ "СОШ № 11 г. Вольска"
Re: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
1. Системный подход.
• Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
• Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
2. Деятельностный подход.
Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3. Принцип «Не навреди»!
Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
[justify]
[b][b]1. Системный подход.
• Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
• Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
2. Деятельностный подход.
Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3. Принцип «Не навреди»!
Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
[justify]
Грашкина Надежда Алексеевна
Сотрудничество школы и семьи по вопросам здоровьесбережения
Грашкина Надежда Алексеев Сегодня в 12:34 pm
.Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие западные ученые, психологи XX века, изучавшие теорию личности в русле психоаналитического и гуманистического направлений. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о “психологическом здоровье”.
Методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей являются:
• Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина).
• Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь).
• Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина).
• Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.
• Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова.
• Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило.
Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. Относится психологическое здоровье к социально-психологическим характеристикам человека, его личности, социальной и психологической адаптации.
Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников образовательного процесса, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников. Ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив, каждый учитель, администрация школы, школьный психолог, родители.
Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет, возможно, его главной стержневой компонент — психическое здоровье школьников. В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален? Приведу несколько позиций, подтверждающих эту актуальность.
Во-первых, данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников Казахстана.
Во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка. Настало время задать вопрос: не что и на каком уровне освоить учащемуся, а какой ценой? Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хроническими больными. Эти же факты подтверждают результаты боле сорокалетних наблюдений, проводившихся Научным центром охраны здоровья детей и подростков. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Обращаю еще раз ваше внимание на нормы СанПиНа: максимальная допустимая продолжительность домашних занятий детей третьей ступени обучения составляет не более 4 часов, минимальная норма сна — 9 часов для 15-16-летних и 8,5-9 часов — для 17-18-летних. Норматив пребывания на свежем воздухе для ваших детей составляет не менее 2,5 часа. Сравните с тем, что имеет место на самом деле.
В-третьих, из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!2, «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. Тогда уместно возникает вопрос: не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий? Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов? А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.
Итак, мы определили проблему, а теперь определим степень осведомленности в ней. Для этого вам, родителям даётся анкета «Психическое здоровье», имеющая отношение к проблеме психологического здоровья школьников. Затем на родительском собрании в каждом классе родителям раздаются анкеты с их ответами и ответами психолога на эти же вопросы. Родители оценивают уровень своего владения информацией по проблеме.
Психологическое состояние родителей в значительной степени определяет уровень общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу. Здесь родителям дается тест , разработанный американскими исследователями Т. Холмсом Р. Роэ «Шкала социальной адаптации». В него включены как положительные, так и отрицательные стрессогенные факторы. Ориентируясь на эту шкалу, можно определить какую стрессовую нагрузку испытали родители в последний год и насколько негативно она может сказаться на их здоровье. В «шкале социальной адаптации» каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов. Опираясь на статистические исследования, авторы утверждают, что у человека, набравшего свыше 150 баллов, риск заболеть повышен. А при 300 баллах и выше вероятность заболевания увеличивается до 90%.
Если у родителей высокий показатель по рассмотренной шкале, вы наверняка порой они «разряжаются» на тех, кто может воспринять ситуацию всерьез, и в первую очередь — на детях. Как-то в трамвае мне пришлось наблюдать такую сцену. Мальчик лет шести рассматривал новую игрушку и нечаянно уронил какую-то ее деталь. Мама грубо выхватила у него игрушку и зашипела: какой безрукий, глупый и все портит. Ребенок вжался в спинку сиденья. Все взрослые вокруг понимали, что реакция мамы не соответствовала проступку: у нее, вероятно, проблемы. Но ребенок-то этого не понимал. Он чувствовал себя преступником и был несчастен. Своим стрессом мама «наградила» сына. Подумайте над этим и постарайтесь не допускать подобного по отношению к своему ребенку.
Позвольте мне обобщить причины психического нездоровья детей, некоторые из которых прозвучали в ваших примерах. Эксперты ВОЗ на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.
Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы
Пояснения к схеме:
1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возростных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.
Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.
4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка.. непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников.
В работе с детьми используется тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова), Шкала тревожности Сирса, Методика самооценка школьных ситуаций Кондаша
Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения — процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе – школа и родители. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.
Грашкина Н.А..
Грашкина Надежда Алексеев
Сообщения: 1
Дата регистрации: 2010-11-17
.
Грашкина Надежда Алексеев Сегодня в 12:34 pm
.Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие западные ученые, психологи XX века, изучавшие теорию личности в русле психоаналитического и гуманистического направлений. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о “психологическом здоровье”.
Методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей являются:
• Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина).
• Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь).
• Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина).
• Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.
• Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова.
• Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило.
Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. Относится психологическое здоровье к социально-психологическим характеристикам человека, его личности, социальной и психологической адаптации.
Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников образовательного процесса, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников. Ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив, каждый учитель, администрация школы, школьный психолог, родители.
Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет, возможно, его главной стержневой компонент — психическое здоровье школьников. В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален? Приведу несколько позиций, подтверждающих эту актуальность.
Во-первых, данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников Казахстана.
Во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка. Настало время задать вопрос: не что и на каком уровне освоить учащемуся, а какой ценой? Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хроническими больными. Эти же факты подтверждают результаты боле сорокалетних наблюдений, проводившихся Научным центром охраны здоровья детей и подростков. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Обращаю еще раз ваше внимание на нормы СанПиНа: максимальная допустимая продолжительность домашних занятий детей третьей ступени обучения составляет не более 4 часов, минимальная норма сна — 9 часов для 15-16-летних и 8,5-9 часов — для 17-18-летних. Норматив пребывания на свежем воздухе для ваших детей составляет не менее 2,5 часа. Сравните с тем, что имеет место на самом деле.
В-третьих, из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!2, «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. Тогда уместно возникает вопрос: не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий? Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов? А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.
Итак, мы определили проблему, а теперь определим степень осведомленности в ней. Для этого вам, родителям даётся анкета «Психическое здоровье», имеющая отношение к проблеме психологического здоровья школьников. Затем на родительском собрании в каждом классе родителям раздаются анкеты с их ответами и ответами психолога на эти же вопросы. Родители оценивают уровень своего владения информацией по проблеме.
Психологическое состояние родителей в значительной степени определяет уровень общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу. Здесь родителям дается тест , разработанный американскими исследователями Т. Холмсом Р. Роэ «Шкала социальной адаптации». В него включены как положительные, так и отрицательные стрессогенные факторы. Ориентируясь на эту шкалу, можно определить какую стрессовую нагрузку испытали родители в последний год и насколько негативно она может сказаться на их здоровье. В «шкале социальной адаптации» каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов. Опираясь на статистические исследования, авторы утверждают, что у человека, набравшего свыше 150 баллов, риск заболеть повышен. А при 300 баллах и выше вероятность заболевания увеличивается до 90%.
Если у родителей высокий показатель по рассмотренной шкале, вы наверняка порой они «разряжаются» на тех, кто может воспринять ситуацию всерьез, и в первую очередь — на детях. Как-то в трамвае мне пришлось наблюдать такую сцену. Мальчик лет шести рассматривал новую игрушку и нечаянно уронил какую-то ее деталь. Мама грубо выхватила у него игрушку и зашипела: какой безрукий, глупый и все портит. Ребенок вжался в спинку сиденья. Все взрослые вокруг понимали, что реакция мамы не соответствовала проступку: у нее, вероятно, проблемы. Но ребенок-то этого не понимал. Он чувствовал себя преступником и был несчастен. Своим стрессом мама «наградила» сына. Подумайте над этим и постарайтесь не допускать подобного по отношению к своему ребенку.
Позвольте мне обобщить причины психического нездоровья детей, некоторые из которых прозвучали в ваших примерах. Эксперты ВОЗ на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.
Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы
Пояснения к схеме:
1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возростных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.
Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.
4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка.. непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников.
В работе с детьми используется тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова), Шкала тревожности Сирса, Методика самооценка школьных ситуаций Кондаша
Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения — процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе – школа и родители. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.
Грашкина Н.А..
Грашкина Надежда Алексеев
Сообщения: 1
Дата регистрации: 2010-11-17
.
Грашкина Надежда Алексеев- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2010-11-17
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Сейчас о воспитании говорят очень много и на всех уровнях. В процессе воспитания задействованы: детсад, учебное заведение, общество и т.д. Вклад всех очень велик, но самое большое воздействие приходится на долю родителей и всей семьи в целом. Семья занимает центральное место в жизни ребенка.
Но, к сожалению, в некоторых семьях главную роль в воспитании и обучении ребенка родители перекладывают на школу. Не секрет, что в каждой школе есть родители, которые проявляют холодность или даже враждебность к школе, игнорируют любое приглашение в школу, не идут на контакт с классным руководителем, проявляют неуважение. На просьбу ребенка поучаствовать в том или ином мероприятии отвечают отказом, ссылаясь на занятость.
Все неудачи и проступки ребенка связывают не с семейным воспитанием, а со школой. Таких родителей очень мало, но они есть. И с ними очень тяжело работать, но необходимо. Растопить холодные отношения родителей к школе можно через ребенка. Необходимо как можно больше уделять внимания ребенку из такой семьи. Выявить его способности и постараться сделать его успешным в тех направлениях, где у него лучше получается. И наконец подвести его к успеху. Услышав восхищенные и положительные отзывы о своем ребенке от окружающих, эти родители по-другому смотрят на своего ребенка, в котором только вчера они видели неудачника. И им самим будет интересно посмотреть и оценить успехи своего ребенка. А значит, они придут в школу на концерт, выставку, соревнование и, увидев активное участие других родителей, возможно, пожелают участвовать и доказывать самим себе и своему ребенку, что они тоже могут. Задача классного руководителя поддержать хотя бы слабую искру в душе родителей и постараться наладить контакт с семьей.
Целью педагогического коллектива является сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачами являются:
• Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
• Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников всех участников воспитательного процесса;
• Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
Вот некоторые советы коллегам:
• Проявляйте щедрость на похвалу;
• Выявляйте таланты, способности у детей и их родителей;
• Подчеркивайте положительные черты характера;
• Поощряйте ребенка и родителей к развитию хобби, занятиям по интересам, которые доставляют удовольствие им и окружающим.
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родитель.
Школа должна приглашать семью к сотрудничеству. Семья должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребенка.
И если СОДРУЖЕСТВО семьи и школы состоится, то обе стороны достигнут результата.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс в нашей школе осуществляется с помощью следующих форм деятельности:
• Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• Спортивные, познавательные и развлекательные конкурсы;
• Соревнования внутри класса и между классами;
• Походы выходного дня;
• Общешкольные дни здоровья;
• Посещение театров, музеев, цирка.
Родителей оказывают помощь в организации патрулирования нашего микрорайона, привлекаются к подготовке и участию в классных часах на темы о профессиях, о правильном питании, мир интересов родителей и т.д.
Сотрудничество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
Но, к сожалению, в некоторых семьях главную роль в воспитании и обучении ребенка родители перекладывают на школу. Не секрет, что в каждой школе есть родители, которые проявляют холодность или даже враждебность к школе, игнорируют любое приглашение в школу, не идут на контакт с классным руководителем, проявляют неуважение. На просьбу ребенка поучаствовать в том или ином мероприятии отвечают отказом, ссылаясь на занятость.
Все неудачи и проступки ребенка связывают не с семейным воспитанием, а со школой. Таких родителей очень мало, но они есть. И с ними очень тяжело работать, но необходимо. Растопить холодные отношения родителей к школе можно через ребенка. Необходимо как можно больше уделять внимания ребенку из такой семьи. Выявить его способности и постараться сделать его успешным в тех направлениях, где у него лучше получается. И наконец подвести его к успеху. Услышав восхищенные и положительные отзывы о своем ребенке от окружающих, эти родители по-другому смотрят на своего ребенка, в котором только вчера они видели неудачника. И им самим будет интересно посмотреть и оценить успехи своего ребенка. А значит, они придут в школу на концерт, выставку, соревнование и, увидев активное участие других родителей, возможно, пожелают участвовать и доказывать самим себе и своему ребенку, что они тоже могут. Задача классного руководителя поддержать хотя бы слабую искру в душе родителей и постараться наладить контакт с семьей.
Целью педагогического коллектива является сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачами являются:
• Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
• Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников всех участников воспитательного процесса;
• Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
Вот некоторые советы коллегам:
• Проявляйте щедрость на похвалу;
• Выявляйте таланты, способности у детей и их родителей;
• Подчеркивайте положительные черты характера;
• Поощряйте ребенка и родителей к развитию хобби, занятиям по интересам, которые доставляют удовольствие им и окружающим.
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родитель.
Школа должна приглашать семью к сотрудничеству. Семья должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребенка.
И если СОДРУЖЕСТВО семьи и школы состоится, то обе стороны достигнут результата.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс в нашей школе осуществляется с помощью следующих форм деятельности:
• Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• Спортивные, познавательные и развлекательные конкурсы;
• Соревнования внутри класса и между классами;
• Походы выходного дня;
• Общешкольные дни здоровья;
• Посещение театров, музеев, цирка.
Родителей оказывают помощь в организации патрулирования нашего микрорайона, привлекаются к подготовке и участию в классных часах на темы о профессиях, о правильном питании, мир интересов родителей и т.д.
Сотрудничество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
Горбунов Александр Станис- Сообщения : 12
Дата регистрации : 2010-11-23
Возраст : 53
Откуда : МОУ СОШ №4 город Вольск
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка
Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.
Так какую же роль играют семья и школа в воспитании и обучении ребенка?
Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка.
Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.
Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.
Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? что нового узнал? как справился с заданием?
Мы, взрослые, должны оказывать помощь избирательно, но с полным соучастием. Мы не должны поучать ребенка, мы должны научиться внимательно выслушать его. Ведь мы только указываем дорогу путешественнику, но надеемся, что он сам доберется до места назначения.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Перова Светлана Александровна МОУ " СОШ №2 п.Сенной Вольского района"
Так какую же роль играют семья и школа в воспитании и обучении ребенка?
Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка.
Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.
Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.
Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? что нового узнал? как справился с заданием?
Мы, взрослые, должны оказывать помощь избирательно, но с полным соучастием. Мы не должны поучать ребенка, мы должны научиться внимательно выслушать его. Ведь мы только указываем дорогу путешественнику, но надеемся, что он сам доберется до места назначения.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Перова Светлана Александровна МОУ " СОШ №2 п.Сенной Вольского района"
Перова Света- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2010-11-25
дистанционная конференция :: Ваша первая категория :: Дистанционная конференция "Компетентностный подход к здоровьесбережению в современной школе" :: Сотрудничество школы и семьи по вопросам здоровьесбережения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения